Блоги экономистов
Новые участники
Рейтинг

История экономической мысли средневековья

При переходе от рабовладения к феодализму товарное производство пошло на спад. В период раннего средневековья (V–XV вв.) в экономике усилилась тенденция к натурализации хозяйства, а в умах и духовной жизни общества важную роль стало играть христианство. На формирование экономических концепций христианства оказали влияние труды древних мыслителей (Сенеки, Платона), они вызвали коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Моральному осуждению в раннехристианской литературе подвергались социальное неравенство и ростовщичество.

Идеи христианства нашли отражение в текстах Ветхого и Нового Заветов, позже — Корана, а также в экономических трудах каноников церкви (Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам и др.), которые во многом развили взгляды Аристотеля о «справедливой цене». Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи которых черпались из ересей. В произведениях средневековых ученых–схоластов (преподавателей университетов) экономические проблемы рассматривались в рамках учения о справедливости и морали. В эпоху феодализма (позднее средневековье) экономические вопросы трактовались с позиций Священного Писания в рамках канонического права. Экономическая доктрина канонистов представляла собой свод правил поведения индивидов в соответствии с принципами всеобщей спра-ведливости, поэтому нормативный аспект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотворческий) — над рациональным (научным).

Особую роль в становлении и укреплении средневекового государства в Европе сыграло активное распространение протестантской философии и религии. Произошел подъем духовной жизни, вызванный философскими трудами теоретиков Реформации (М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина), в которых подчеркивались величие человеческого труда (как умственного, так и физического), необходимость трудовой и моральной дисциплины, высокого трудолюбия, честного накопления имущества. Теоретики разграничили позднефеодальное стяжательство и раннекапиталистическое предпринимательство, основанное на законах рынка, а не на методах феодального ограбления. Религиозно-нравственное содержание протестантской этики, основанной на возвеличивании труда, послужило движущим мотивом развития отраслей производства и дальнейшего прогресса человеческой цивилизации. Экономика средневековых государств, принявших протестантство, стала развиваться высокими темпами, в ней возросла роль государства, что вывело многие страны Западной Европы того времени на лидирующие позиции.

Христианское учение поднимало многие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. В период феодализма товарно-денежные отношения не играли ведущей роли, экономика имела натуральный (аграрный) характер. Производительность труда в значительной степени зависела от естественных производительных сил. Не случайно экономическая мысль того времени была направлена на исследование практических вопросов и выработку частных хозяйственных рекомендаций. Например, неразвитость ремесла и торговли в раннее средневековье со всей остротой выдвинула проблему получения денег для покупки предметов роскоши.
В центре экономической мысли также были вопросы сословного положения, владения землей, распределения доходов, управления страной, налогообложения населения и обогащения государства. Экономические трактаты этого периода продолжали исследовать те понятия и проблемы, которые привлекали внимание ученых древности: справедливая цена, общественная оценка продуктов труда, рента, стоимость, собственность, богатство, отношения корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.), а также раннеутопические идеи (равенство перед богом и законом, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций).

Политическая власть в то время находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовавшее религиозное мировоззрение. В раннее средневековье страны Западной Европы имели сложившуюся систему экономических социальных, духовных, политических институтов (церковь, город, университеты, ремесленные цеха, купеческие и прочие гильдии и т.д.), которые создавали благоприятные условия для развития экономических отношений и гражданского общества. Государство той поры вынуждено было считаться с существующей организацией общественной жизни, учитывать интересы разных слоев населения, в т.ч. требования крестьян. Средневековое государство предоставляло гражданам экономические, социальные, правовые гарантии, способствовало имущественной защите предпринимателей, укреплению положения всех сословий граждан.

В Х–ХIII вв. сложился особый социальный слой феодального общества — горожане. Их экономические представления были отражены в цеховых уставах, которые осуществляли мелочную регламентацию производства каждого из членов корпорации, ограничивали конкуренцию внутри самого цеха и со стороны нецехового ремесла. Это способствовало стабилизации рынка, однако ограничивало капиталистический потенциал цехового строя и препятствовало экономическому развитию.

Постепенный подрыв натурального хозяйства в ходе развития производительных сил, общественного разделения труда и международной торговли, превращение продуктовой ренты в денежную — все это постепенно подготовило новый этап в развитии общества. Разложение феодализма и первоначальное накопление капитала создали предпосылки для развития ремесел, повышения роли товарно-денежных отношений, торговли и купечества, формирования внутренних и внешних рынков. Становление капиталистических производственных отношений в период позднего феодализма обусловило появление соответствующих экономических теорий.
Экономическая мысль древнего мира | Экономические взгляды меркантилистов

Прямой эфир

Последние вопросы FAQ
Помогите Решить!!!! В течение первого года деятельности было продано 90 000 единиц продукции по цен...
  3 января 2015Подробнее...
Как определите альтернативную стоимость экономического блага, если известно, что на производство тре...
  21 декабря 2014Подробнее...
Добрый день! Передо мной сейчас стоит несколько задач. Не знаю с чего начать. Но есть наверно как...
  25 июля 2014Подробнее...