Блоги экономистов
Новые участники
Рейтинг

Общие черты инновационной деятельности

Стадии «жизненного цикла» нововведения (зарождение, замысел новшества; «диффузия», тиражирование новации; ее «рутинизация»), сама структура инновационного процесса обнаружение необходимости перемен, осознание этой необходимости, преодоление возникающего сопротивления изменениям) предполагают некие общие черты любой инновационной деятельности, требования к ней, определенные правила такой деятельности.

Правило 1. Любое нововведение требует предварительной диагностики. Прежде чем что-либо изменить в социальной практике, в структуре или функциях социальной организации, целесообразно провести экспертную оценку предполагаемой новации, ее цели и задач, с нею связанных. При этом, чем больше расходятся во мнении участники прогноза нововведения, тем более сомнителен успех нововведения.

Правило 2. Поскольку осознание необходимости изменений связано обычно с ломкой стереотипов поведения, признанием несостоятельности прежних идеалов, кумиров и ценностей, то успех одного нововведения готовит почву для успеха последующих и наоборот. Даже на бытовом уровне каждый из нас убеждается в том, что боязнь нового — это, чаще всего, следствие неудач предыдущих нововведений. Сопротивление нововведениям лежит в плоскости человеческих отношений. Фактически любая перемена в жизни людей сопровождается одновременно чувствами, как надежды, так и страха. Страх перед неизвестным, привычки, инерция, неуверенность — психологическая основа сопротивления нововведениям. Поэтому первая реакция человека на изменения — это, чаще всего, сопротивление, так как людям требуется время, чтобы оценить издержки и выгоды перемен. Работая в любой сфере социальной практики, следует помнить о третьем правиле инновационной деятельности.

Назовем его правилом трех «П».

Первое «П» — необходимо предварительное информирование о нововведении всех заинтересованных лиц.

Второе «П» — необходимо постоянное информирование о преимуществах нововведения всех тех, кто хоть каким-то образом причастен к его осуществлению.

Третье «П» — необходима превентивная (т.е. опережающая) оценка эффективности нововведения.

Во всех этих случаях очень важен язык общения, поскольку бывает очень трудно объяснить человеку, который не является специалистом в какой-либо сфере деятельности, то, что понятно узкому кругу профессионалов.

Правило 4. В какие-то моменты инновационнной деятельности возникает необходимость завоевать приверженцев инновации, предпринимать шаги для того, чтобы все сотрудники организации знали о том, что нововведение будет во благо всем, а не только «совету директоров» или «правлению». Отсюда вытекает еще одно правило: каким бы нововведение ни было, оно должно, в первую очередь, способствовать достижению целей социальной организации.

Правило 5. В нынешний переходный период, когда в России, по сути, закончилась определенная экономическая и политическая культура, и жизнь переходит в инновационную плоскость, это нужно учитывать. При усложнении внешних условий, в социальной системе неизбежен рост разнообразия организационных форм.

Из статьи О.В. Бондаренко, Э.А. Самбуров, НОВАЦИИ: ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ, Известия ИГЭА (БГУЭП) №5, 2012.
Чем отличается инновация от новации | Кластеры и инновации

Прямой эфир

Последние вопросы FAQ
Помогите Решить!!!! В течение первого года деятельности было продано 90 000 единиц продукции по цен...
  3 января 2015Подробнее...
Как определите альтернативную стоимость экономического блага, если известно, что на производство тре...
  21 декабря 2014Подробнее...
Добрый день! Передо мной сейчас стоит несколько задач. Не знаю с чего начать. Но есть наверно как...
  25 июля 2014Подробнее...

Яндекс.Метрика